Рена Махмудова

Гид, историк искусства
Театр на площадях, эротика, религиозная пропаганда: что такое римское барокко?
Виртуальная экскурсия по главным достопримечательностям Вечного города
4 августа на ВДНХ открылся воображаемый портал в Рим. Гид и историк Рена Махмудова в павильоне «Рабочий и колхозница» прочитала лекцию «Игра и свет римского барокко». Главред журнала Fashionograph Тим Ильясов встретился с Реной и узнал, зачем папы римские придумали барокко и как прогуляться по Риму так, чтобы влюбиться в него без памяти.
— Рена, тема вашей лекции не самая очевидная. Почему барокко?
— Когда вы приезжаете в Рим на неделю или на две, вам хочется увидеть своими глазами все: развалины Форума и Колизей, Сикстинскую капеллу и античные статуи, христианские катакомбы и картины Караваджо… Но на это вам потребуется время, быть может, целая жизнь. Правильно и важно посвятить свое путешествие чему-то определенному. Так, исследуя римское барокко вы побываете на площадях, увидите фонтаны, дворцы и церкви, посетите собор Святого Петра, поймете и почувствуете, как постепенно этот великий город из непостижимого и грандиозного становится для вас близким, понятным и живым.
— Смелое заявление. Представим, что я обычный турист. Рим для меня: Колизей, античность, цезари, республика, может, Папа Римский. Что угодно, кроме барокко.
— Да, этот город поражает глубиной и богатством своей истории: здесь и наследие Древнего Рима, и темная печать Средних веков, и великое Возрождение, и конечно, барокко. И, поверьте, когда люди влюбляются в Рим, когда не могут забыть его, когда они очарованы и сражены его величием. И это заслуга эпохи барокко, именно оно сделало Рим незабываемым.
— Что ж, начнем нашу барочную прогулку. Где высадимся в Риме, с чего начнем?
— Начнем, конечно, с главного: с площади Святого Петра!
— Перед нами величественный собор, мы все открываем рты… Так это и есть барокко?
—  Совершенно верно, в чистом виде. Мы в самом сердце католического мира и в эпицентре римского барокко. Барокко — яркий пример того, как искусство может быть инструментом для выражения определенных идей, религиозных и политических. В XVI веке римская католическая церковь переживала сложные времена. Движение Мартина Лютера привело к расколу внутри церкви. В борьбе с протестантизмом был созван Тридентский собор, где установились основные рамки и направления развития римской католической церкви. Новая реальность требовала пропаганды в виде ясного и понятного искусства, которое донесло бы до верующих, что именно римская католическая церковь — единственно верная, что только ей принадлежит право толковать Священное писание, что в ней одной спасение и величие. И таким искусством стало барокко.
— В чем же его сила?
— Барокко яркое, зрелищное, очень плотское и живое — лучше инструмента для пропаганды не придумаешь. Чтобы понимать искусство Возрождения, нужно было быть образованным человеком, барокко же было доступно всем. Барокко привлекало внимание, потрясало воображение, побуждало к поклонению, рождало восторг. В нем нет рациональности и гармонии Возрождения. Барокко в архитектуре, скульптуре или живописи вы узнаете сразу. Это бесконечно движущиеся и перетекающие друг в друга формы, оптические обманы, игра выпуклых и вогнутых линий. Завитки и амурчики, которые так и норовят откуда-нибудь вынырнуть. Вычурная золотая отделка, богатые цвета и мастерское использование света и музыки.

И Риму необычайно повезло. Сразу три гения: Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и Пьетро да Кортона, — отдали городу свой талант. Втроем они создали новое искусство и во многом помогли католической церкви укрепить свое положение.

— Теперь мы лучше понимаем, что такое барокко, и можем вернуться на площадь Святого Петра. На что нам обратить внимание?
— Оглянитесь по сторонам: перед вами величественная колоннада Бернини. Вы словно в театре, где разыгрывается торжественное представление. Идея создания этой площади принадлежит папе Александру VII и главному творцу эпохи барокко, Бернини.

Бернини был не только скульптором, живописцем и архитектором, но и человеком театра. Он знал и понимал его, писал пьесы, играл в них, создавал декорации и освещение. Так вот барокко — самый что ни на есть театр!

Колоннады, отходящие от собора Святого Петра, символизируют объятия римской католической церкви. Они будто открыты навстречу абсолютно всем: и католикам, и протестантам, и язычникам, и мусульманам. Вы видите собор, купол Микеланджело, десятки статуй святых на колоннаде и фасаде, взирающих на райские небеса, египетский обелиск, устремленный ввысь на 25 метров, и фонтаны. Вы в центре чего-то значимого не только для католиков, не только для этого города, но и для всего человечества. Неважно, откуда вы приехали и какой веры придерживаетесь, даже неважно, верите ли вы, — все, что вокруг вас, потрясает до глубины души. А впереди вас ждет собор Святого Петра, где скульпторы, художники и архитекторы веками создавали шедевр. И главный режиссер ваших впечатлений, конечно, Бернини.

— Куда двинемся дальше?
— Дальше — на римские площади. И прежде всего, на пьяцца Навона, одну из самых известных и красивых в Европе. Во времена античности здесь был стадион, в век Микеланджело — рынок. Позже, папа эпохи барокко, Иннокентий X, решил сделать площадь Навону украшением города. И развернулось соперничество двух гениев барокко Бернини и Борромини, которое длилось не один десяток лет.
— Кто победил?
— Разумеется, Рим. Ось противостояния двух гениев: это фасад церкви Святой Агнессы работы Борромини и фонтан Четырех рек работы Бернини. Фонтан занимает центральное место на площади. Это уникальный пример гения Бернини, все в нем: архитектура, скульптуры, струи и журчание воды, римский солнечный свет, — создают единое и зрелищное целое.
— А где же знаменитый фонтан Треви, в котором в фильмах все купаются?
— Пятнадцать минут приятной прогулки — и вы у фонтана Треви. И это чистейший образец позднего римского барокко, XVIII век. Треви — самый грандиозный фонтан Рима, представьте: за одну секунду его струи извергают около 150 литров воды! Строился он 30 лет, с 1732 по 1762 годы, по проекту архитектора Николы Сальви. Но сама чаша фонтана — работа Бернини. Кстати, превратить Рим в город фонтанов — идея пап эпохи барокко.
— Тоже театральная декорация?
— Конечно. Фонтан Треви своей грандиозностью должен был затмить все предыдущие. Был объявлен конкурс, участников собралось огромное количество. Проекты отвергались один за другим по причине запредельной дороговизны. А Никола Сальви предложил создать морскую феерию, из травертина, недорогого и самого распространенного в Риме строительного камня. И вот он перед вами. В центре фигура Океана, выезжающего на колеснице, смирный конь символизирует штиль, неистовый — шторм. Здесь же фигуры мифологических персонажей, животных, растений… И все кружится в бесконечном танце воды и камня. Незабываемое зрелище!
— Кроме фонтанов что бы нам еще посмотреть из барокко?
— Конечно, церкви Рима. Это тоже настоящий театр религиозного искусства! Когда мы дойдем до церкви Сан Карло алле Куатро Фонтане, нам снова придется вспомнить о двух главных соперниках эпохи барокко, Бернини и Борромини. Бернини был блестящим архитектором, скульптором и предпринимателем. Он прекрасно ладил с людьми, получал самые престижные заказы. Борромини же был интровертом, не умел себя продать, вечно сражался за работу, хотя как архитектор во многом был одареннее самого Бернини. Из-за своего характера Борромини и козней Бернини он строил для небольших монашеских орденов из дешевых материалов и всю жизнь страдал от необходимости экономить во время работы. Но именно недостаток финансирования подстегивал творческий гений Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане — шедевр барокко, несмотря на малые размеры. Перед архитектором стояла задача вписать церковь в малое пространство и он, сжимая фасад, как гармошку, не только выполняет задачу, но и не лишает церковь барочного великолепия: на помощь приходят правильно выстроенные вогнутые и выпуклые линии. Внутри — светлое пространство и необычайный овальный потолок, будто увлекающий в небеса.
— Все-таки непривычно думать о церкви как о театральных подмостках.
— Таковы приметы времени. Католическая церковь ведет борьбу с протестантизмом, а поле битвы — сердца верующих. Божественное объясняется через самые понятные плотские вещи. Перенесемся в церковь Санта Мария делла Витториа, рассмотрим вычурные декорации капеллы Корнаро и знаменитую скульптурную композицию Бернини «Экстаз святой Терезы». Монахиня объята огнем экстаза, а ангел направляет ей в сердце стрелу с золотым наконечником. Для нас, людей XXI века, очень двусмысленная история. Даже в XIX веке, когда богатые американцы и англичане приезжали в Рим, видели статую, то, посмеиваясь, говорили: «Если это божественный экстаз, то тогда я тоже знаю, что это такое». Так через вполне ясные телесные, эротические, переживания объяснялось блаженство, которого может достичь истинно верующий человек, живущий по заветам римской католической церкви. Это грандиозная PR-находка!
— Хорошо, раз вся эта архитектура, эстетика и образ Рима — большая театральная декорация, кто же играл в ней и какие роли?
— Еще в XV веке теоретик архитектуры эпохи Возрождения, Леон Баттиста Альберти, высказал интересную мысль. Она заключалась в том, что у каждого произведения есть отец и мать. Под отцом понимался заказчик, а мать — творец, который вынашивает замысел, выращивает проект и являет миру результат. Что касается заказчиков, то в Риме в эпоху барокко их было множество. Главными строителями, меценатами и коллекционерами были папы и кардиналы: Боргезе, Барберини, Памфили, Киджи, Фарнезе…

К примеру, у истоков барокко стояли очень колоритные персонажи. Папа Павел V из рода Боргезе и его племянник, кардинал Шипионе Боргезе. В истории они прослыли настоящей бандой, которую интересовали произведения искусства. Кардинал Боргезе был страстным коллекционером, и если только его привлекал какой-то шедевр, то он не останавливался ни перед чем, пока не получал его в коллекцию. Известны случаи кражи алтарного образа Рафаэля, покупки полотна Тициана за бесценок, конфискации картин Доменикино: обвиненный в неуплате налогов художник был брошен в тюрьму, а его имущество перешло в коллекцию Боргезе. Шипионе Боргезе преследовал художников, заказчиков и владельцев картин. И, поверьте, за то, что сегодня галерея Боргезе располагает самым большим собранием картин Караваджо, заплачено дорогой ценой.

Таких сюжетов в истории — великое множество. И можно долго говорить про детективные тайны, которые скрывает галерея Боргезе, или про оптические обманы барокко — оно ведь часто просто дурачит зрителя, — про его эротические мотивы и многое другое. И нет сомнений, красота барокко по-прежнему жива и обладает оглушительной силой воздействия и в наши дни. Это то, что надо хоть раз увидеть собственными глазами. Приезжайте в Рим!

Made on
Tilda