Ирина Долинская

Куратор образовательных программ ВДНХ
Ирина Долинская: «На лекции в „Рабочем и колхознице“ ходят не ради фото в Инстаграме»
О новой жизни памятника «Рабочий и колхозница» и его советской репутации, причинах лекционного бума в Москве и перспективах главного выставочного комплекса страны
Памятник «Рабочий и колхозница» на ВДНХ переживает второе рождение. С прошлого лета в нем работает бесплатный лекторий с разноплановой и насыщенной программой. Лекциями она не ограничивается. Внутри «Рабочего и колхозницы» проходят выставки, организуются концерты, устраиваются детские спектакли. Главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов поговорил с куратором образовательной программы ВДНХ Ириной Долинской о том, как один из главных символов советского времени превращается в современную городскую культурную институцию.
— Ирина, как вы думаете, почему лектории стали популярным и привычным типом досуга? Это же новая форма развлечения: ты можешь пойти в кино, ты можешь пойти в театр, ты можешь пойти в ресторан — ты можешь пойти на лекцию.
— Это своего рода реинкарнация факультативов, которые раньше проходили в Домах культуры. Люди так же встречались, говорили, обсуждали. В советское время образование было — не люблю это слово — трендом: если ты не учишься, на тебя смотрят косо. И я очень радуюсь тому, что сейчас прежняя парадигма возвращается, и светлая, умная голова становится важнее, чем напускная мишура.
— Сразу возникают ассоциации с 60-ми годами, с эпохой физиков и лириков. А вы еще и находитесь на ВДНХ! Как оттепельная эстетика стала связующим кодом для проектов вашего лектория?
— Искренне считаю, что оттепель — один из самых красивых периодов в истории нашей страны. Даже люди, которые не застали это время, считают его симпатичным, потому что им кажется, что тогда добро действительно побеждало. Восторженное отношение к красному и всему командно-товарищескому в стране во все времена было сильно притянуто за уши. Но в период оттепели в воздухе витали какие-то искренние эмоции, вера в лучшее будущее была настоящей. А искренность притягивает людей на каком-то бессознательном уровне.
— Но ведь именно ВДНХ и «Рабочий и колхозница» отсылают нас ко всему красному и командному. Как вы преодолеваете «советскость» этого места?
— Как минимум благодаря тому, что у нас вместо 11-метровой «тумбочки», на которой раньше стояли «Рабочий и колхозница», — павильон, живое и интереснее место. Конечно, монумент напоминает о непростом периоде истории. Но больше половины людей, которые приходят к нам, воспринимают «Рабочего и колхозницу» как символ Москвы и страны. Людям интересно побывать внутри памятника, и нам это на руку.
— Чтобы оправдать. Не период истории, конечно, а памятник.
— Памятник уже оправдан много раз. У нас был большой цикл по истории архитектуры ВДНХ. Летом прошлого года Юрий Аввакумов открыл первый сезон в «Рабочем и колхознице» лекцией о самом монументе, его истории и особенностях, культурном значении. О памятнике говорил и историк инженерии Айрат Багаутдинов в рамках курса «Монументальные памятники». Мы ни в коем случае не отмахиваемся от прошлого. В рамках одной из лекций у нас даже прошла дискуссия на тему «Сколько процентов реального памятника, который ездил в Париж в 1937 году, сейчас стоит на ВДНХ?».
— Мне кажется, было бы справедливо, если бы внутри «Рабочего и колхозницы», который был создан в 1937 году, прошла лекция о репрессиях и либерализме.
— Кураторский вопрос. Зачем?
— И сколько же?
— Сошлись на том, что нисколько. Возможно, что-то еще осталось от изначальной конструкции внутри, да и то не факт.
Свободный вход не выход?
— Ирина, как так вышло, что именно вы возглавили образовательную программу ВДНХ?
— Изначально я пришла продюсером: продвигала лекции, искала целевую аудиторию, рассказывала про площадки и активности. А два года назад провела несколько своих лекций. Они выстрелили, и с прошлого летнего сезона руководство ВДНХ предложило мне стать куратором образовательных программ.
— У вас ведь два проекта?
— Да. Собственно, образовательная программа ВДНХ, которая разбита на два сезона: летний — с конца мая по начало сентября, и зимний — с конца ноября по начало марта. А в этом году мы запустили еще один летний проект «Музыка на крыше». Каждые четверг и воскресенье на открытой площадке шестого этажа павильона «Рабочий и колхозница» проходят концерты: джаз, Найк Борзов — чего у нас только нет.
— А как вы пробрались внутрь «Рабочего и колхозницы»?
— В начале прошлого летнего сезона мы решили не проводить образовательную программу на площадке летнего кинотеатра-лектория, так как в той зоне на ВДНХ шла реконструкция. Мы по-прежнему проводили мероприятия в маленьких объектах: Шахматном клубе, Доме ремесел, Городской ферме. Но упор решили сделать на «Рабочего и колхозницу». Идея выстрелила! Такой посещаемости мы не ожидали. Теперь это главная образовательная площадка ВДНХ.
— Выставки там будут идти?
— Конечно. Еще в ноябре прошлого года там стартовала выставка Казимира Малевича «Не только „Черный квадрат“», которую делала непосредственно ВДНХ. К нынешнему сезону лекторий перенесли на первый этаж, он стал больше на 100 кв. м. А второй, третий и четвертый этажи отдали под экспозиции. Сейчас там проходят две выставки. «Сотый апрель» посвящена творчеству Владимира Маяковского. И «Проверка на прочность», которая проводится совместно с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. Это часть нашего нового большого цикла выставок «Резидент», которые мы запланировали совместно с разными музеями из российских городов.
— Вернемся к образовательной программе. Насколько я понимаю, она полностью бесплатная, верно?
— Да. Только «Музыка на крыше» — по билетам. А на все лекции, спектакли и мастер-классы вход свободный. На самом деле даже на крышу наши посетители могут попасть, ничего не заплатив, — если заходят посетить наши образовательные концерты и музыкальные лекции.
— Вы не боитесь, что бесплатность мероприятий нивелирует их ценность? Лично я ненавижу выступать на лекциях, за которые люди ничего не заплатили, потому что туда часто приходят праздношатающиеся, незаинтересованные зеваки: шуршат бумажками, едят, в любой момент могут встать и уйти.
— У нас праздношатающиеся — редкость: зайдут один раз и больше не появятся. В основном же к нам приходит «своя» аудитория, и приходит ради интересной лекции, а не для того, чтобы запостить в Инстаграм фото с хештегом и подписью «Я был на лекции». Плюс мы делаем партнерские лекции с различными институциями. Им бесплатность выгодна, потому что позволяет выйти на более широкую аудиторию. Наконец, доступность знаний — одна из главных задач нашего проекта.
Черный квадрат и криптовалюта
— Лекториев в Москве много. Чем принципиально отличается ваш?
— Во-первых, тем, что он на ВДНХ.
Уже неплохо!
— Я в том смысле, что у нас, на ВДНХ, после лекции можно заняться чем-то еще. Сходить на выставку, погулять, съесть мороженое, поваляться на траве, покататься на коньках. То есть это целая история на целый день для всей семьи. Если мама хочет на лекцию, а папа с сыном на великах погонять, можно не разъезжаться по городу, а всем вместе отправиться на ВДНХ.
— Какова общая идея вашего лектория по наполнению?
— У нас под каждый новый сезон продумывается своя канва. Партнерские истории тоже пытаемся направить в интересное нам русло. Во-первых, мы следим за повесткой, которой живет страна. Например, у нас сейчас год балета — и мы сделали большой цикл лекций про балет. Во-вторых, поскольку мы расположены в интересном краеведческом объекте, у нас в чести лекции по москвоведению, архитектуре и т. п. Какие-то темы подбираются под конкретные даты. Скажем, тот же юбилей Маяковского. Главный принцип один: наши лекции должны быть междисциплинарными и интересными для самой широкой аудитории.
— А кто ходит к вам на мероприятия?
— Я не могу сказать, как любят писать в маркетинговых презентациях, что наша целевая аудитория, например, москвичи в возрасте от 15 до 40 с ядром — 18−30 лет. У нас аудитория совершенно разноплановая. На детские спектакли, сторителлинги и мастер-классы приезжают семьи из разных мест — даже из Сергиева Посада. Один из спектаклей летнего сезона собрал 380 человек, представляете? К нам приходят и слушатели, связанные с определенными институциями, — есть, например, пул журфака МГУ. Сейчас благодаря циклу лекций о балете подтянулись театралы. Программа составлена так, чтобы любой человек, открыв расписание, обязательно нашел для себя хотя бы одну лекцию. Не Малевич, не литература — так криптовалюта.
— Я как раз просмотрел расписание на ближайшее полтора месяца, и некоторые темы показались мне даже слишком специфическими и сложными. Например, лекция о связи поэзии и танца. Не боитесь потерять зрителя?
— Она кажется специфической только на первый взгляд. Эта лекция — часть цикла «125 лет с Маяковским», про который я уже говорила. Летняя программа открылась творческой встречей с директором Музея Маяковского. Дальше были общие лекции о жизни и творчестве, потом мы ушли в нюансы: Маяковский в любовных письмах, Маяковский в кинематографе и так далее. Мы стараемся многогранно подходить к поэту, в том числе через связь поэзии и танца.
— Любопытно. А какие темы пользовались самой большой популярностью?
— В рамках выставки «Малевич. Не только „Черный квадрат“» мы делали большой цикл лекций «Зимний авангард на ВДНХ». Он был посвящен не только Малевичу, но и его времени и среде, в которой он жил. А также авангарду вообще: в танцах, в поэзии, в моде, в литературе, в первых рекламных агентствах и агитплакатах. Кроме, собственно, лекций, мы проводили детские мастер-классы и другие специальные мероприятия.
— Как думаете, почему этот цикл был таким успешным? Из-за интереса к авангарду?
— С одной стороны, да. Это одно из немногих явлений мирового культурного масштаба, которое возникло в России и можно смело назвать сугубо русским. А своя рубашка, как известно, ближе к телу.
— Какие планы у вас на зимний сезон?
— Кроме «Рабочего и колхозницы», думаем над парой-тройкой новых площадок, возможно, это будет наш любимый Дом культуры, он только вышел из реставрации. И обязательно Дом ремесел — все ремесленно-прикладные активности в лектории не проведешь. Конкретные темы сезона не озвучу, но мы точно подготовим несколько музыкально-театрально-образовательных историй.
Готовите междисциплинарные лекции?
— С музыкой и актерами.
— Это уже почти спектакль, перфоманс.
— Действие, я бы сказала.
— Образовательный перфоманс на ВДНХ!
— Ни больше, ни меньше. Мы же должны чем-то отличаться. К лету следующего года мы надеемся еще больше расшириться после реконструкции, у нас будет все отремонтированное, новое — нам будет где разгуляться! Я очень люблю ВДНХ, это огромное пространство, поэтому радуюсь, что оно обретает новое дыхание.
Made on
Tilda