Компактность, гигантизм
и устойчивость:

краткий словарь урбаниста
В урбанистике, как и в любой другой области, есть свой «птичий» язык. Впрочем, самые важные вещи обычно называются и объясняются просто. Архитектурный критик Мария Элькина составила краткий урбани­стический словарь, с помощью которого можно не только блеснуть интеллектом перед знакомыми, но и действи­тельно разобраться в теме.
Город
Сложнейший вопрос урбанистики — что такое город. Можно подумать, что город отличается от деревни размером и численностью населения, но это не так. Представьте себе непрерывно заселенную местность, раскинув­шуюся на много квадратных километров — она не будет даже отдаленно напо­минать то, что мы привыкли считать урбанистическим пейзажем. Нас вводит в заблуждение привычная советская классифика­ция: мы считаем городом насе­ленный пункт, в котором проживает определенное количество людей.

Академически правильный метод определения города — ретроспек­тивный. Нужно посмотреть, чем ранние города принципиально отличались от деревень. Получится довольно ясная картина. Отличительные черты городов — высокая плотность населения, жестко ограниченная площадь, разделение труда, наличие общей инфраструктуры, сложные и много­численные, хотя и не прочные социальные связи жителей друг с другом, торговля как главный драйвер экономики. Важнее всего то, что у горожан должна быть сильная самоидентификация, то есть сам факт принадлежности к городу должен заставлять человека чувствовать себя исключительным. Главная проблема многих современ­ных городов именно в отсутствии «гения места», ощущения причастности к чему-то великому.

Отдельный вопрос — считать ли города положительным или отрицательным явлением. Многое говорит в пользу того, чтобы воспринимать города критически. В них разрушаются традиционные племенные связи и, как следствие, естественная этика, навязанная общинным образом жизни. Из-за этого города уже в XVIII веке представлялись вместилищем порока. Именно появлению городов мир обязан войнами. Еще сто лет назад из-за антиса­нитарных условий продолжительность жизни городского жителя была значительно меньше, чем у жителя деревни, хотя сегодня это уже не так. Сдругой стороны, только благодаря городам возникла цивилизация. Без городов не было бы науки, музеев, Великих географических открытий, компьютеров и фондовых рынков. Сейчас в городах проживает больше двух третей населения земли, и стреми­тельная урбанизация продолжается. Вероятно, скоро города станут безальтернативной формой сожительства людей.
Без городов не было бы науки, музеев, Великих географических открытий, компьютеров и фондовых рынков. Сейчас в городах проживает больше двух третей населения земли, и стремительная урбанизация продолжается. Вероятно, скоро города станут безальтернативной формой сожительства людей.
Плотность
Под плотностью подразумевается количество жителей или квадратных метров недвижимости на единицу площади. Сложно сказать, какой она должна быть. В XIX веке многие видели недостаток в том, что людей в одном квартале слишком много: солнца и места не хватало, а грязи и болезней было в избытке. Отсюда родились идеи города-сада и модернистского города с большим расстоянием между домами. Впрочем, здесь минусов не меньше. При низкой плотности застройки распадаются социальные связи, а стоимость услуг резко возрастает.
Компактность
Компактность подразумевает концентрацию разного вида услуг в городе. Например, плотность населения может быть сравнительно высокой, но из-за плохой пешеходной доступности, инфраструктура и сфера услуг могут быть развиты слабо. В «хорошем» городе все необходимое под рукой: кафе через улицу, магазин продуктов в соседнем здании, парикмахерская или химчистка – через квартал. Конечно, редко бывает так, чтобы все пункты назначения, включая работу, нахо­дились в радиусе километра, но идеал примерно таков, и не только из-за комфорта жителей. Город с вы­сокой концентрацией разных функций гораздо больше устойчив и с экономической точки зрения, за счет большого разнообразия активности. Сегодня важно научиться плани­ровать города так, чтобы разнообразие было закодировано в них на уровне физического пространства.
Редко бывает так, чтобы все пункты назначения, включая работу, находились в радиусе километра, но идеал примерно таков.
Общественное пространство
Мы часто слышим это словосочетание, но смысл его от этого только размывается. Тут нужно обратиться к корням. На заре расцвета итальянских городов, вскоре после получения ими независимости от Священной Римской империи, в Сиене произошла урбанистическая революция, смысл которой современного человека шокирует. Центральную городскую площадь объявили общественной. Это означало, что если против жителя совершили преступление, пока он находился на площади, то  обидчик обязан был отвечать по закону перед городскими властями. Да, раньше отвечать бы не пришлось, а на улицах люди оставались незащищенными и после того, как площадь стала общественной.
В Сиене произошла урбанистическая революция, смысл которой современного человека шокирует. Центральную городскую площадь объявили общественной. Это означало, что если против жителя совершили преступление, пока он находился на площади, то обидчик обязан был отвечать по закону перед городскими властями. Да, раньше отвечать бы не пришлось, а на улицах люди оставались незащи­щенными и после того, как площадь стала общественной.
Мы далеко ушли от Средневековья, и закон теперь защищает нас везде, но суть понятия сохранилась. Общественное пространство – место, которое всем доступно и где все равны в правах. Сегодня обеспечение открытости подразумевает отсутствие платы за вход или услуги и доступ­ность для людей разных возрастов и физических возможностей.
Индустриальный
город
Современная урбанистика по большей части рассчитана на то, чтобы справиться с недостатками, которые достались городам от «века машин» — периода бурного развития промыш­ленности. Строго говоря, индустриальным городом был и остается любой, где главную роль в экономике играет промышленность. Однако урбанисты понимают под индустриальным городом скорее способ его планирования, сложившийся в десятилетия перед Второй мировой войной и получивший широкое распространение сразу после нее. Такой город разделен на функциональные зоны — жилые, производственные, деловые, рекреационные. Даже дороги в индустриальном городе — территория с определенным назначением. В таком подходе проявилось желание рационализировать все городское планирование, сделать его понятным «от и до». Сейчас очевидно, что попытка тотальной систематизации была ошибочной, ведь гармоничное функционирование города обусло­влено присутствием в нем иррацио­нальных и даже эмоциональных составляющих.

С практической точки зрения, жесткое разделение тоже нецелесообразно. Если жилые зоны отделены от офисных, то, например, затраты, временные и денежные, на попадание из дома на работу и обратно резко возрастают. Созданные для одной-единственной цели кварталы не могут быть приспособлены под что-то другое в случае необходимости.

Главное — индустриальный город предполагает скучный и однообразный образ жизни, такой же рассудочный, как и его планировка. Дом-работа-дом, школа-поликлиника и парк по выходным. Несмотря на то, что профес­сиональным сообществом давно признана необходимость создавать более сложную и разнообразную застройку, российские города до сих пор планируются по индустриальному принципу зонирова­ния территорий.
Индустриальный город предпо­лагает скучный и однообразный образ жизни, такой же рассу­дочный, как и его планировка. Дом-работа-дом, школа-поликли­ника и парк по выходным.
Город для людей/
пешеходов
Наивно думать, будто проблема транспорта в городах возникла одновременно в появление автомобиля — ей около 400 лет. В XVII веке улицы в городах стали планировать достаточно широкими для того, чтобы по ним могли ездить кареты. С этого момента роль пешехода становилась все более и более ничтожной. Так и было, пока кто-то не догадался, что тот, кто ходит пешком, и есть главное действующее лицо в городе. Там, где неудобно ходить, сфера услуг процветать не будет, а из личного транспорта будут образовываться пробки.

За много веков человечество утратило навык строительства городов, где ходить было бы естественно. Самый известный из современных идеологов «городов для людей» Ян Гейл поступил гениально просто: он поехал в средне­вековые города Италии, чтобы буквально в показателях выяснить рецепт приятной для человека среды. Все оказалось нехитро: не слишком широкие улицы, поменьше ступенек, больше разно­образия на поверхностях зданий, места для сидения, с которых легко рассматривать прохожих. Самый важный принцип — всегда организовывать движение так, чтобы пешеход оставался в привилегиро­ванном положении.
Расползание города
Термин «расползание» появился в связи с американской модой на одноэтажные пригороды. Довольно быстро выяснилось, что в них есть множество недостатков. Из- за низкой плотности среды стоимость услуг в них высока, а расстояния даже до самой необходимой инфраструктуры можно преодолеть только на транспорте. Впрочем, когда город прирастает многоэтажными районами, как это происходит сегодня в Москве и Петербурге, в этом тоже нет ничего хорошего. Город остается городом только тогда, когда его части хорошо связаны между собой. В противном случае он становится агломерацией автономных поселений.

Мало понимать, что расползание города плохо. Сложнее всего его остановить. Для этого нужно научиться эффективно использовать те территории, которые находятся ближе к центру. Если расползание — совершившийся факт, как это часто бывает в современных городах, то ситуацию можно корректировать путем улучшения транспортной доступности и создания локальных культурных и деловых центров в отдаленных районах.
Сегрегация
Сейчас принято считать, что с разделением города на социально однородные районы нужно бороться. Но не все так однозначно. Действительно, XX век напугал нас неблагополучными кварталами, где проживали люди с низким уровнем дохода и образования и куда человеку со стороны порой было страшно заходить. Классический пример — нью-йоркский Гарлем. В этом отношении Петербургу, например, до последнего времени очень везло — в городе практически не было однозначно «бедных» районов, равно как и исключительно богатых.

При этом не стоит забывать, что история знает массу положительных примеров сегрегации. Скажем, ремесленные кварталы в средне­вековых городах, университетские районы или сравнительно благо­получные этнические районы в европейских мегаполисах, которые создавали совершенно особенный колорит.

Сегрегация плоха, если происходит по имущественному принципу, и по меньшей мере безобидна, когда за ней стоит содержательный смысл.
Устойчивость
Под sustainable development, или «устойчивым развитием», часто понимают технические вещи вроде использования возобновляемых источников энергии и сокращения выброса углекислого газа. Верно трактовать термин более широко. Устойчивое – это такое, которое не предполагает тактического использования исчерпаемых ресурсов. Например, если мы строим многоэтажные жилые кварталы, мы используем городские земли, не создавая на них никакого или почти никакого экономического потенциала. Строя город, мы должны в идеале создавать систему, которая бы сама воспроизводила ценности, необходимые для поддержания ее жизнедеятельности.
Гигантизм
Этот термин удачно употребил Рем Колхас в 1990-е годы в статье «Гигантизм или проблема большого», но сам феномен возник гораздо раньше. Современные здания стали не просто больше по размерам, но и гораздо вместительнее, чем в доиндустриальную эпоху, поскольку обслуживают огромное количество людей. На практике это означает, что часть тех функций, которые раньше выполняла улица, теперь оказываются внутри зданий. Современный торговый центр или небоскреб — это «город в городе». Но традиционная городская среда может при этом вымываться, так как ее функции переносятся внутрь здания.

Впрочем, это не приговор. Архитекторы ищут и часто находят способы «примирения» гигантской постройки и окружающего ее города благодаря созданию общественных пространств вокруг и внутри первых этажей. И если уж спорить о том, насколько хороши или плохи для городов проекты вроде Москвы-Сити и петербур­гского Лахта Центра, то обсуждать имеет смысл не размер, а качество среды — именно оно в конечном итоге определяет, насколько удачно здание интегрировано в город.
Автор: Мария Элькина
Made on
Tilda