Фотограф Антон Мартынов о том, почему будущее за беззеркальными фотоаппаратами
Фотографии: Антон Мартынов
Герои совместного проекта T&P и Fujifilm рассказывают, как научиться делать профессиональные снимки, обходясь без тяжелой фототехники. Фотограф Антон Мартынов объясняет, почему будущее за беззеркальными фотоаппаратами.
Я перешел на беззеркалки около семи лет назад, когда компания Fujifilm разработала первые камеры такого типа. Фактически это следующее поколение фотоаппаратов после зеркалок. Но те, кто увлекается фотографией, настолько успели привыкнуть к зеркальным камерам, что до сих пор о беззеркальных фотоаппаратах бытуют предубеждения. Прежде чем развенчать основные из них, обратимся к истории.
До изобретения зеркалок видоискатель, через который человек смотрел на мир, находился у камер сбоку. Ось взгляда не совпадала с объективом, поэтому человек видел совсем не то, что видел объектив, и не то, что будет на фотографии. Фотографу приходилось прикидывать в уме, какая картинка получится в итоге.
Зеркальные фотоаппараты решили эту сложность. Благодаря зеркалу, расположенному внутри, картинка, которую видел и объектив, и человек, совпали. Работает зеркальный фотоаппарат по следующему принципу. Свет, проходящий через объектив, отражается от зеркала и поступает в пентапризму. Так называется оптическое устройство, которое помогает переворачивать картинку. Если бы его не было, изображения получались бы кверху ногами. Отражаясь от пентапризмы, картинка отправляется в видоискатель. Мы смотрим на изображение через окошко видоискателя, спускаем затвор, и зеркало поднимается вверх. Свет попадает на матрицу, и — вуаля — получается фотография.
Около десяти лет назад производители фототехники начали выпускать новое поколение фотоаппаратов — беззеркалки. Сначала они были в виде «мыльниц», и работали не очень быстро, но потом появились профессиональные беззеркальные фотокамеры. Сигнал через объектив сразу попадал на матрицу, процессор его обрабатывал и показывал картинку на экране. Зеркало поднимать не приходилось — в нем вообще не было необходимости. Фотограф получил возможность смотреть на мир без помощи зеркального видоискателя — совсем как через камеру смартфона.

Кажется, пора расстаться со всеми мифами, которые существуют о беззеркальных камерах.
Зеркала, пентапризма, дополнительные датчики фокусировки и куча других деталей беззеркалке не нужны. В камере можно оставить только матрицу, процессор и экран. Из-за этого фотоаппарат становится гораздо проще в управлении и компактнее. У Fujifilm, например, есть серия Х100: в фотоаппарате серии несменный объектив, а зеркала нет. Объектив придвинут вплотную к матрице и стоит где-то в 6 мм от нее. С зеркалом пришлось бы увеличивать это расстояние до 25 миллиметров, чтобы оно смогло подняться при съемке. Значит, подросли бы и вес, и размеры — причем не только самой камеры, но и объектива.

Многие свадебные фотографы, например, уже перешли на беззеркалки из-за их легкого веса. Когда снимаете по десять часов подряд одно мероприятие, таская с собой по два-три фотоаппарата, даже разница в 500 грамм уже имеет значение. Тем же руководствуются путешественники. Если целый день шатаешься по городу, удобно, когда на шее висят не три килограмма, а полкило. Со мной в поездках Fujifilm X-E3 — маленькая, изящная, по начинке и возможностям она не уступает зеркальной Canon EOS 5D Mark IV.
Миф №1. «Беззеркалки меньше, а значит хуже снимают»
Первые беззеркальные фотоаппараты действительно не были шустрыми из-за медленных процессоров. Постепенно техника развивалась — сейчас беззеркалки и зеркалки сравнялись по скорости. Дело даже не в том, сколько кадров в секунду снимает камера. Важно, как она ощущается в работе: в беззеркалке при нажатии на спуск вы не почувствуете никаких задержек. К примеру, в камере Х-Т2 частота обновлений изображения в видоискателе составляет до 100 кадров в секунду, а разрешение видоискателя даже больше, чем на большинстве дисплеев зеркальных камер.
Миф №2. «Беззеркальные фотоаппараты медленные и часто тормозят»
В беззеркальном фотоаппарате фотограф выводит картинку на экран и может поворачивать его под любым углом или вовсе отсоединить экран от фотоаппарата. Смотреть на экран можно в одной комнате через смартфон, а фотоаппарат поставить в другой (изображение просто перелетит к вам по Wi-Fi). С зеркальным фотоаппаратом таких чудес не ждите: нужно собственным глазом прилипнуть к видоискателю и смотреть на картинку.

Производители зеркальных фотоаппаратов пытаются эту проблему решить и предлагают дополнительную функцию LiveView. Когда вы ее выбираете, зеркало поднимается, и на время большая громоздкая зеркальная камера превращается в громоздкую беззеркальную камеру. Появляются преимущества поворотного экрана: можно снимать с рук сверху или с нижней точки, например, не ложась животом на землю. Видео зеркальный фотоаппарат тоже снимает только в режиме LiveView. Но при этом камера останется такой же тяжелой, как была. Фокус в таком режиме работает медленнее, потому что часть фокусировочных датчиков находится за зеркалом. Не проще ли сразу взять беззеркалку?
Миф №3. «Зачем беззеркалка, когда у зеркального фотоаппарата есть режим LiveView»
Миф сложился, когда люди видели первые электронные видоискатели, лет 10 назад. Тогда разрешение было низким, изображение тормозило. Сейчас современные беззеркалки используют видоискатели сверхвысокого разрешения, они очень большие, а частота кадров доходит до 100 в секунду!

На зеркальном фотоаппарате вы сначала снимаете, а потом смотрите, что получилось. Например захотели фотографировать в черно-белом режиме. Мир через зеркало вы по-прежнему видите цветным. Только когда сделаете снимок, сможете оценить, что получилось в черно-белом варианте. На беззеркальном фотоаппарате вы сразу включаете нужный режим и видите на экране или в видоискателе возможный результат еще до спуска затвора. Открыли/закрыли диафрагму, сделали выдержку покороче/подлиннее — тут же видно, что происходит с картинкой: как меняется глубина резкости, становится ли изображение ярче или темнее. Фотограф может сразу настроить камеру так, как нужно, экономя время и нервы. Поэтому цифровой видоискатель — это плюс в квадрате.
Миф №4. «Цифровой видоискатель — это минус»
Раньше фотографам выпадало всего две опции — мыльница и зеркалка. Сложилось мнение: хочешь быть профессионалом — бери зеркалку. К ней успели привыкнуть. Репортажники до сих пор активно пользуются зеркальными камерами — профессионалы обычно долго переходят на новую технику. Представьте, что у вас есть мотыга, пусть и не суперэффективная, но вы знаете, как с ней работать и добиться результата. И тут вам предлагают отбойный молоток, но его действие пока для вас ново. На первых порах вы скорее всего столкнетесь с ошибками, а для профессионалов это удар по репутации.
Миф №5. «Зеркало делает изображение более качественным»
Зеркало не делает изображение качественнее. Просто за разговорами о лучшей картинке часто прячется осторожность и страх перед новым.

Думаю, в ближайшем будущем такая громоздкая и сложная система, как зеркальная, пропадет — так же, как ушли в прошлое уличные таксофоны, практически исчезли кнопочные смартфоны. А беззеркальные фотоаппараты напротив будут совершенствоваться. Станут легче, потому что производители изобретут новые материалы. Или функциональнее, например, благодаря системе стабилизации, которая позволит снимать с длинной выдержкой с рук, без штатива. Будущее обещает быть интересным.
Made on
Tilda