Фотоаппарат vs смартфон:
Елена Петрова о теории цветов, пикселях и звездном небе
Фотографии: Елена Петрова
Герои совместного проекта T&P и Fujifilm рассказывают, как научиться делать профессиональные снимки, обходясь без тяжелой фототехники. Фотограф Елена Петрова объясняет, почему камера смартфона не заменит профессиональную технику и как привезти идеальные фото из путешествия.
КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Найти мобильный телефон с впечатляющим количеством мегапикселей не проблема. Пару лет назад китайская компания Oppo выпустила смартфон Find 7 с модулем камеры, делающим 50-мегапиксельные снимки. Но только пиксели в смартфоне «живут» на матрице, по площади в разы меньшей той, что в фотоаппарате. Из-за того что пиксели так плотно упакованы, увеличиваются шумы. На матрицу большего размера (как это устроено в фотоаппарате) попадает больше света, благодаря чему снимки получаются более четкими, яркими и детализированными.

Представьте, что фотографируете пейзаж с ярким солнцем в кадре. Человеческий глаз увидит предметы и на солнце, и в тени, потому что мозг адаптируется к освещению и корректирует «сигнал», который приходит от глаз. А телефон — либо то, либо другое. Если попросить человека попозировать для портрета или снять селфи, а позади оставить яркое солнце, мы получим либо лицо в тени, либо белое небо с засветкой. С фотоаппаратом шансы на успех выше: в сложных условиях камера сделает более сбалансированные по яркости снимки.
Телефон в большинстве случаев ведет съемку в авторежиме — дополнительные настройки возможны, но скорее выступают бонусом. Фотоаппарат — это отдельный инструмент, которым можно манипулировать настолько гибко, насколько позволит фантазия. Он предоставляет полный контроль за процессом.
УПРАВЛЕНИЕ
Вспомните, как пробовали фотографировать на телефон на рассвете, в сумерках или темном помещении. Камере на телефоне сложно принять такие вызовы. Допустим, вы в путешествии собрались снимать звездное небо. Мобильные приложения вроде Slow Shutter Cam умеют выставлять длинную выдержку. Установив телефон на штативе, у вас точно получится какая-то картинка. Но есть нюанс. На длинной выдержке матрица греется. Из-за нагрева появляются шумы — зерно на фотографии. Чем меньше матрица (а в телефоне она маленькая), тем более плотно расположены пиксели друг к другу, а значит, между ними слой изоляции меньше и, как следствие, намного больше ток утечки, который и приводит к чрезмерному нагреву матрицы. А значит, шумов на фото станет больше. Так что размер здесь имеет значение.
ШУМ НА СНИМКАХ
То же с диафрагмой. Диафрагма — размер отверстия, через который попадает свет. Если это отверстие достаточно маленькое, то на фотографиях вокруг источников света появляются лучи. Достичь такого эффекта гораздо проще с фотоаппаратом.

Еще один красивый эффект — боке. Он получается, если открыть диафрагму и размыть задний фон при портретной съемке — тогда все, что не в фокусе, размывается. В новой модели айфона такая возможность появилась тоже, но она выполняется за счет программной обработки. С возможностями оптического устройства это не сравнится.

Камера в смартфоне — это одна из многочисленных функций. А фотоаппарат же сам по себе инструмент фотографии.
ДИАФРАГМА
Частое возражение: «На телефоне можно одну кнопочку нажать, а на фотоаппарате их столько...» Камера представляется чем-то большим, громоздким и сложным. Эти стереотипы — пережитки прошлого. Многие профессиональные цифровые камеры были крупными из-за установленного внутри зеркала. Цифровые камеры со временем эволюционировали: теперь за счет электроники зеркало в камере уже не нужно, как не нужно тому же смартфону или глазу человека. Они стали компактнее. Беззеркальная Fujifilm X-A3 весит всего 290 грамм, компактный и универсальный объектив XF 27mm F/2.8 еще 78 грамм. Вместе получаем немногим меньше 400 грамм — вес двух крупных яблок.
ВЕС И РАЗМЕРЫ
Еще одна привилегия фотоаппарата — сменные объективы. Телефон зуммирует изображение, но цифровой зум по сути просто увеличение уже сделанной фотографии. Это то же самое, как если бы вы сделали снимок без зума на мобильный телефон и потом всего лишь из него вырезали нужную часть в программе обработки. Снимая на фотоаппарат, можно использовать несколько объективов: один для широкого угла, второй — с большим фокусным расстоянием — телевик, способный «приблизить» картинку, для того чтобы сфотографировать оленя в заснеженном лесу или какие-то интересные детали.
РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ СЪЕМКИ
Смартфон хорош тем, что снимок сразу готов к отправке в социальные сети. Но и с камерой можно делать то же самое: покупая фотоаппарат, убедитесь, что в нем предусмотрен встроенный wi-fi или другая технология беспроводной передачи данных. Я пользуюсь такой опцией постоянно: меньше чем за минуту фотография перекидывается на телефон, я обрабатываю ее фильтрами и загружаю в инстаграм. При этом качество фото и гармоничность цветов гораздо выше, чем если бы я снимала на камеру смартфона. Кстати, в камерах Fujifilm Х-серии доступен режим моделирования пленок: кадры сразу получаются с потрясающей цветопередачей.
СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Хочу обратить внимание на цветопередачу. Компания «Фуджи» еще в пленочные времена следила за тем, чтобы цвета, которые получаются на пленке, были приятны для восприятия. Об этом говорится в теории цвета швейцарского художника и педагога Иоханнеса Иттена. Он провел исследование и пришел к выводу, что, если расположить цвета по кругу, самыми приятными сочетаниями для глаза человека окажутся те, что стоят друг напротив друга. Это простой вариант двухцветной гармонии. Например, в пейзажной фотографии такой парой будет желтый и синий. Но есть и много других вариантов цветовых гармоний, в которых используются три, четыре или больше цветов. Свои наблюдения Иттен опубликовал в книге «Искусство цвета» в 1961 году.
ЦВЕТОПЕРЕДАЧА
Кстати, чем меньше цветов, тем проще их гармонизировать. Обращали ли вы внимание, что люди любят тонировать фотографию? Пользуются сепией, желтой тонировкой, сплит-тонированием (это разделение желтого и синего цветов, при котором тени выкрашиваются в синий, а цвета — в желтый). Это ни что иное, как попытка сузить цветовой диапазон, уменьшить количество цветов на фото и сделать их гармоничными.

Пленочные времена уходят, а знания о цвете из той эпохи перекочевали в сегодняшнюю, цифровую. И при разработке цифровых камер инженеры Fujifilm постарались использовать и учесть все наработки по теории цвета из пленочной эпохи. Поэтому у современных камер «Фуджи» цветопередача настолько качественная и гармоничная, что готовые снимки не приходится лишний раз обрабатывать. Кстати, с большей по размеру матрицы информации по цвету больше, а у смартфона изначально матрица гораздо меньше.
Советы по съемке в путешествиях
1.
Перед тем как нажать на кнопку, подумайте, почему хотите сделать этот кадр, что привлекло внимание. Выстраивайте кадр в зависимости от того, что вы хотите сказать. Хочется запечатлеть красоту тропического заката или рассвета — сконцентрируйтесь на небе, но попытайтесь передать и место, включите в кадр людей или пальмы. Если внимание привлек заснеженный лес, вместо того чтобы пытаться сфотографировать себя на фоне ствола дерева, покажите нетронутость природы и холод, захватив широкоугольным объективом гигантские елки.
2.
Помните о правиле третей. Если снимаете кадр, в котором есть линия горизонта, не располагайте ее в центре, а сдвигайте к нижней или верхней границе кадра. Такой подход не панацея и решение всех проблем, но помогает сбалансировать объекты в кадре и расставить акценты. Другой полезный прием — перспектива, например, уходящая вдаль дорога или улица — нечто такое, что уводит взгляд зрителя.
3.
Чтобы показать масштаб места и позволить зрителю ощутить себя частью кадра, включите в него человеческую фигуру. Не толпу туристов, которые спинами загораживают вид, — скорее подойдет условный человек, идущий по дороге или стоящий на опушке леса. Зритель поймет масштаб, потому что представляет средний человеческий рост. Плюс, зритель начнет ассоциировать и себя с этим человеком. Вот человек сюда попал — и мне тоже хочется.
4.
На ярком летнем солнце получаются жесткие тени и некрасивый свет. Если снимать за два часа до рассвета и за два часа до заката, то получатся интересные по свету снимки. Зимой в северных странах можно снимать весь день, потому что солнце висит низко и свет сам по себе хороший.
5.
Попробуйте найти несколько планов на фотографии: передний, средний и дальний план. Например, если снимаете пейзаж, на переднем плане будет цветочек, на среднем — уходящие вдаль поля, а на дальнем — горы и неба. Получится объемный снимок.
Made on
Tilda