КАЧЕСТВО ФОТОГРАФИИ:
Олег Самойлов о возможностях беззеркальных камер и цветопередаче
Фотографии: Олег Самойлов
Герои совместного проекта T&P и Fujifilm рассказывают, как научиться делать профессиональные снимки, обходясь без тяжелой фототехники. В первом выпуске фотограф Олег Самойлов объясняет, как добиться отличного качества фотографий и почему пришла пора расстаться с большими зеркальными фотоаппаратами.
О ПЕРЕХОДЕ С ЗЕРКАЛЬНОЙ КАМЕРЫ НА БЕЗЗЕРКАЛЬНУЮ
Я занимаюсь фотографией с 2006 года и, конечно, у меня большой опыт работы с зеркалками. Беззеркальные камеры я начал пробовать практически сразу, как они появились, и уже больше пяти лет снимаю на Fujifilm. Со временем понял, что зеркалка долго лежит в стороне без дела, и продал ее. По сравнению с беззеркальной камерой она была тяжелой, неудобной, поэтому и сама съемка на нее больше не доставляла удовольствия.

Два года назад я полностью перешел на беззеркальную камеру Fujifilm и стал Fujifilm X-фотографом — амбассадором бренда. Мои работы выложены на сайте компании, а одна из фотографий попала в календарь Fujifilm X-Photographers 2018.
В беззеркальной камере используется электронный видоискатель. Он позволяет в режиме реального времени видеть сразу готовую картинку — какой она получится. Ту самую фотографию, которую потом увидят все.

Оптический видоискатель в зеркальных камерах и близко не дает таких возможностей. Конечно, можно смотреть на экран во время съемки, но, во-первых, это не всегда удобно, а, во-вторых, даже на современных зеркальных камерах картинка выводится с задержкой. Пока вы нажимаете на кнопку, кадр упущен.

Технология, которая используется в беззеркальных камерах, позволяет видеть картинку на экране моментально. В этом случае можно обойтись без окошка видоискателя вообще (на некоторых камерах его даже нет). Это экономит важные порой доли секунд, например при репортажной съемке.

С беззеркальной камерой в руках я могу поймать самые эмоциональные моменты. Банкет, молодожены сидят и смотрят какой-то ролик, очень темно… На зеркалку просто невозможно увидеть, что происходит на их лицах. Я же навожу камеру и вижу их эмоции — они плачут и улыбаются. И я ловлю этот кадр на высоких значениях светочувствительности. Это гораздо удобнее, чем на зеркалку.
ЗЕРКАЛО VS ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИДЕОИСКАТЕЛЬ
Снято на Fujifilm Х-A2
КАЧЕСТВО ПРИ СЪЕМКЕ ВЫСОКО-СКОРОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ
Этим летом я снимал Red Bull Air Race — мировые соревнования самолетов. Там очень большие скорости. Получилось так, что мне было удобнее снимать на Fujifilm X-T2, чем моим коллегам, которые работали с зеркальными камерами. Они не видели картинку из-за телевиков — в объективе все было темное, и глаза очень уставали.

Я же смотрел сразу готовую картинку, видел примерно, что происходит по экспозиции, и кадры получались сразу безошибочными с точки зрения качества — не приходилось потом обрабатывать.
Снято на Fujifilm X-T2
ЦВЕТОПЕРЕДАЧА И ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Если говорить в целом про качество и цвет, то Fujifilm открыла для многих возможность снимать сразу готовый качественный JPEG. Он резкий и чистый, получается уникальный хороший цвет, которому в принципе не нужна обработка. Максимум, если вы промахнулись, можете поправить экспозицию и убрать лишние цвета, которые просто попали кадр. В первую очередь я начал это использовать в путешествиях. В 2012 году мы поехали на Шри-Ланку, с собой у меня была камера Fujifilm X-Pro1. И меня как раз тогда поразило, что при съемке в JPEG абсолютно ничего не надо было обрабатывать. Я выкладывал фотографии прямо так и удивлялся, насколько классная цветопередача. Сейчас технологии продвинулись, и фотографии стали еще лучше.
Снято на Fujifilm Х-Pro1 (без обработки)
Контраст, насыщенность и оттенок можно настроить в любой камере без исключения. Плюс беззеркальных камер в том, что вы визуально оцените все это сразу в электронном видоискателе. А у Fujifilm есть еще две особенности, которые важны в большей степени для профессиональной фотографии. И они очень крутые!

Первая — это режим расширения динамического диапазона. Например, если вы снимаете высококонтрастную сцену в яркий день, можете выставить расширение динамического диапазона в 4 раза, и у вас будут более проработанные детали. В тенях вы увидите новую информацию в цветах, то есть у вас не будет белого неба, как было бы при обычном динамическом диапазоне.
Снято на Fujifilm Х-А2 (проявлено в Capture One Pro 8)
Вторая особенность — это возможность настраивать контраст отдельно в цветах и отдельно в тенях. Если вы хотите, скажем, повысить контраст только на коже, (как правило, это светлая часть), вы легко можете это сделать. Для стрит-фотографов очень важно убирать информацию из теней, чтобы не попадало ничего лишнего. В этом случае достаточно повысить контрастность в тенях — фотографии получаются более глубокими и выразительными. Это еще один из способов добавить драмы в кадр.
РЕЖИМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЛЕНКИ
Компания Fujifilm была основана для производства фотопленки в 30-х годах. Этой истории не десять-пятнадцать лет, а больше восьмидесяти! Позже была выпущена цветная пленка. Чтобы прийти к этому, компания вложила много сил и денег в исследования цвета. Она не только сохранила опыт производства пленок, но и воссоздала их в современных фотокамерах.

У беззеркальных камер Fujifilm X серии в настройках есть 15 режимов моделирования настоящих фотопленок. Выбрав один из них, во время съемки вы сразу увидите в электронном видоискателе, как бы выглядело фото, снятое на этот тип пленки, после проявки. При этом «для закрепления результата» вам достаточно просто нажать на спуск!

Основные режимы — это Provia, Velvia, Astia, Classic Chrome и Acros, в новой камере X-H1 добавлена даже кинопленка ETERNA. И хоть я не работал серьезно с пленочными фотоаппаратами, мне очень нравятся три режима моделирования пленок, которые не требуют последующей обработки.

Первый режим я использую в 90% случаев, это Classic Chrome. С ним можно получать полностью готовые картинки в JPEG. Они отличные по качеству, хорошие по цвету и без паразитных оттенков. Вообще, отличительной особенностью Classic Chrome является то, что он убирает паразитные желтые оттенки, и цвета получаются более естественные. Это особенно актуально, когда снимаешь при искусственном освещении.
Снято на Fujifilm X-Pro2, режим Classic Chrome
Второй мой любимый режим — это Astia. У нее очень реалистичные цветопередачи. Получается примерно то, что мы видим глазом, но при этом очень красиво. Среди сторонников такого подхода к фотографии многие отдают предпочтение режиму Provia — в плане реалистичности они схожи. Но в Astia мне просто субъективно больше нравится цветопередача кожи. В этом режиме отлично получаются портреты с естественным цветом.
Снято на Fujifilm X-Pro2, режим Astia
И третий режим — это режим Acros для черно-белой съемки. В нем можно повысить контрастность и получить сразу стильные черно-белые фотографии. На самом деле, Acros не так сильно отличается от обычного черно-белого режима Fujifilm. Но для удобства в обычном режиме вы можете запрограммировать, например, красный или зеленый фильтр, чтобы интересно передавать кожу, а Acros просто оставить с повышенным контрастом.
Снято на Fujifilm X-Pro2, режим Acros
Стоит сказать пару слов и про режим Velvia. Его хорошо использовать в путешествиях, чтобы цвета получались сочными и насыщенными. Если снимаете пейзаж, не важно пасмурный это день или солнечный, даже при насыщенных цветах остается хорошее ощущение от картинки. Если, например, взять и провести эксперимент с другими брендами камер, то при повышении насыщенности картинка разваливается. Здесь же этого не происходит, даже если ее сделать очень насыщенной в режиме Velvia.
Снято на Fujifilm X-Pro2, режим Velvia
ИДЕАЛЬНАЯ КАМЕРА ДЛЯ СТАРТА И ПУТЕШЕСТВИЙ
Опыт, которым я делюсь, основан не только на моих личных экспериментах с камерами, но и на практике моих учеников. Я преподаю в своей собственной школе и в Открытой школе фотографии вместе с другими профессиональными фотографами. Некоторые ученики нашей школы начинают снимать путешествия на одну из самых недорогих беззеркальных камер — это Fujifilm X-A2 или Fujifilm X-A10, которая пришла ей на смену. Постепенно они обзаводятся несколькими объективами, а потом уже покупают более серьезные камеры. Это очень правильный и хороший ход, чтобы не тратить сразу много денег на технику.

Ну а я в ближайшем будущем, надеюсь, куплю Fujifilm GFX 50S — это уже среднеформатная беззеркальная камера. Тут все еще на порядок выше: вы в размере зеркалки получаете профессиональный инструмент для высококачественной рекламы и пейзажной съемки.
Снято на Fujifilm Х-А2
Made on
Tilda