— Еще в XV веке теоретик архитектуры эпохи Возрождения, Леон Баттиста Альберти, высказал интересную мысль. Она заключалась в том, что у каждого произведения есть отец и мать. Под отцом понимался заказчик, а мать — творец, который вынашивает замысел, выращивает проект и являет миру результат. Что касается заказчиков, то в Риме в эпоху барокко их было множество. Главными строителями, меценатами и коллекционерами были папы и кардиналы: Боргезе, Барберини, Памфили, Киджи, Фарнезе…
К примеру, у истоков барокко стояли очень колоритные персонажи. Папа Павел V из рода Боргезе и его племянник, кардинал Шипионе Боргезе. В истории они прослыли настоящей бандой, которую интересовали произведения искусства. Кардинал Боргезе был страстным коллекционером, и если только его привлекал какой-то шедевр, то он не останавливался ни перед чем, пока не получал его в коллекцию. Известны случаи кражи алтарного образа Рафаэля, покупки полотна Тициана за бесценок, конфискации картин Доменикино: обвиненный в неуплате налогов художник был брошен в тюрьму, а его имущество перешло в коллекцию Боргезе. Шипионе Боргезе преследовал художников, заказчиков и владельцев картин. И, поверьте, за то, что сегодня галерея Боргезе располагает самым большим собранием картин Караваджо, заплачено дорогой ценой.
Таких сюжетов в истории — великое множество. И можно долго говорить про детективные тайны, которые скрывает галерея Боргезе, или про оптические обманы барокко — оно ведь часто просто дурачит зрителя, — про его эротические мотивы и многое другое. И нет сомнений, красота барокко по-прежнему жива и обладает оглушительной силой воздействия и в наши дни. Это то, что надо хоть раз увидеть собственными глазами. Приезжайте в Рим!