Интерактив, виртуальная реальность, искусственный интеллект, проекции на дыме, 3D-копии экспонатов: рассказываем, как мультимедийные форматы оживляют музейную реальность. И советуем, куда сходить в Москве в ближайшее время, чтобы увидеть современные технологии в деле.
КАК СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЯЮТ МУЗЕИ
Музеи больше не хотят быть скучными. В борьбе за публику они вооружаются новыми технологиями и пробуют раскрыть и углубить контекст восприятия экспонатов, вовлечь посетителей в прямое взаимодействие с предметами искусства. Посещаемость музеев в результате действительно растет: в 2018 году Третьяковка, Гараж и Мультимедиа Арт Музей приняли на 1,5 миллиона больше людей, чем годом ранее. И хотя музейные кураторы все еще с осторожностью относятся к превращению искусства в поп-продукт, процесс уже не остановить.
Сегодняшний тренд — своеобразная инверсия музейной практики. Раньше посетитель смотрел на экспонат, максимально отделенный, возведенный на пьедестал, спрятанный за стекло, «руками не трогать!». Сейчас музеи, напротив, стремятся со всех сторон — через звук, картинку, запах, прикосновение, — установить контакт посетителя с произведением. Хорошо ли это? Зависит от реализации: иногда технологичное обрамление экспоната слишком навязывает его субъективную интерпретацию, перетягивают внимание на себя.
Влад Обласов
Светодизайнер
Просто картина в раме на стене сегодня вызывает все меньше эмоций у неподготовленного зрителя, привыкшего жить в информационно насыщенном, ярком, подвижном мире. Поэтому так востребованы технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности. Первая вписывает экспонат в реальность, окружающую зрителя. Вторая — создает на основе экспоната отдельный мир, в который можно зайти, осмотреться, лучше понять и почувствовать настроение и смысл работы.
ДОПОЛНЕННАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
(AR И VR)
Цель любого музея сегодня — открывать новые приемы, при помощи которых мы смогли бы разговаривать с публикой об искусстве.
Зельфира Трегулова
Генеральный директор Третьяковской галереи
В 2014 году музей Алларда Пирсона в Амстердаме начал предлагать своим гостям деревянную «лупу» со встроенным iPhone — глядя сквозь неё, посетитель виртуально «приближается» к произведению, видит ожившие узоры и детали. В Детройтском институте искусств с помощью платформы дополненной реальности Tango от Google можно заглянуть внутрь саркофага и восстановить стершиеся краски на экспонатах. А в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне посетителей отправляют в Юрский период с помощью системы дополненной реальности Broadcast AR.
meSch prototype: The Loupe, Waag Society
Национальный музей естественной истории в Вашингтоне, США
В Государственной третьяковской галерее на VR-экспозиции посетители могут заглянуть в мастерские художников Наталии Гончаровой и Казимира Малевича, создать свою версию Шишкинского «Утра в сосновом лесу» и — осторожно! — услышать «Крик» Мунка (музыкальную тему киевского артиста Андрея Ругару).
Мы несём ответственность за ту информацию, которую получает посетитель музея, за интерпретацию произведений, которую мы предлагаем. Именно поэтому мы придаем огромное значение контенту: важны не только технические новинки сами по себе, но и их «начинка», которую создают наши кураторы и научные сотрудники Галереи. Это залог успешного сотрудничества технологий и музея — совместить сам шедевр, глубокие знания экспертов о нем и передовые технологии.
Татьяна Мрдуляш
Заместитель генерального директора по развитию Третьяковской галереи
Проекции — еще один востребованный способ оформления экспозиций исторического искусства. С помощью проекторов пространство музея превращается в часть экспозиции, передает настроение и атмосферу произведений.

На биеннале в Венеции в этом году экспонировался проект индийского художника Джитишша Каллата «Сопроводительное письмо»: строку за строкой цитирует миротворческое письмо Махатмы Ганди Гитлеру с помощью технологии fogscreen —фотографию или видеоряд проецируют на сценический «туман».
ПРОЕКЦИИ
Музейный проектор должен, прежде всего, обеспечивать реалистичность изображения. Это достигается за счет высокой контрастности, четкости, высокой светосилы, правильной цветопередачи и незаметного для посетителя расположения. В мире только 4 компании производят такие проекторы — Epson, Canon, Sony и мы, Ricoh. Под музейные задачи идеально подходит ультракороткофокусный проектор Ricoh WXC4660 с источником света на базе новой технологии HLD (High Lumen Density LED), работающий 20 тысяч часов без замены ламп и потребляющий минимально возможное количество электроэнергии.
Сергей Толкачев
Руководитель направления дистрибуции и систем визуальной коммуникации Ricoh
В Национальном музее искусств Каталонии в Барселоне археологи, реставраторы и специалисты по компьютерной графике восстановили фрески церкви Сан-Клементе де-Таулл. Они изучили глубокие слои камня, подготовили цифровые модели фресок, воссоздали оригинальные рисунки и цвета 1123 года. Полученные видеорепродукции транслируются на стены здания с помощью проекторов.
На меня произвело впечатление использование проектора на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» в Музее AZ, посвященной Гоголю и его «Мертвым душам». На стену проецируются анимированные офорты Марка Шагала, а все люди, случайно попадающие в свет проектора — а точнее их тени, соразмерные персонажам картин, — будто становятся частью шагаловских сюжетов.
Алина Федорович
Главный куратор Музея Москвы
Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в музее русского импрессионизма исследует, как хитросплетения истории и биографии влияют на творческий путь художника: два замечательных русских импрессиониста начинали в одно время в одном месте, но судьбы их сложились очень по-разному. Глубже почувствовать эту разницу — ритм, свет, натуру, с которой работали два мастера, — зрителям помогает документальный видеоряд, проецируемый на стены галереи.
Музей русского импрессионизма, Москва
Музей русского импрессионизма, Москва
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПАНЕЛИ И ЭКРАНЫ
Интерактивные панели используются в музеях для навигации и описания экспонатов. Но есть примеры другого масштаба: например, 12-метровая сенсорная стена в Кливлендском музее искусств Gallery One. На гигантском экране 4000 экспонатов демонстрируются нон-стоп, собираясь на лету в подборки по темам, техникам, эпохам, материалам и позволяя посетителям взаимодействовать с трансляцией, например сохранить подборку для навигации по ней в музее.
LED-панель в Gallery One, Кливленд, США
LED-панель в Gallery One, Кливленд, США
РАДИОМЕТКИ И QR-КОДЫ
Датчики или коды, установленные возле экспонатов и в интерьере музея, «общаются» с аудиогидами или смартфонами посетителей, активируют контент при приближении к конкретному экспонату. Так, например, в американском музее естественной истории музейное приложение Explorer ведет посетителей по выставке с помощью 800 маяков.

Заодно технология позволяет музеям анализировать, как посетители взаимодействуют с экспозицией: какими маршрутами ходят, как долго и у каких предметов задерживаются, в каких точках теряются.
Приложение Artefact распознает и "рассказывает" экспонаты Русского музея в Санкт-Петербурге и Пушкинского музея в Москве с помощью камеры смартфона.
Приложение Artefact распознает и "рассказывает" экспонаты Русского музея в Санкт-Петербурге и Пушкинского музея в Москве с помощью камеры смартфона.
3D-принтеры создают копии экспонатов, которые, в отличие от оригиналов, можно потрогать. Такой опыт делает музейные экскурсии более увлекательными для детей, людей с ограничениями зрения и просто для всех, кого раздражает надпись «Экспонаты не трогать». Например, в Бруклинском музее проходят «сенсорные туры», на которых можно потрогать реплики, оценить их вес и структуру. А в Музее русского импрессионизма каждая картина снабжена рельефной копией (и, вдобавок, капсулой с ароматом-настроением произведения!).
3D ПЕЧАТЬ И СКАНИРОВАНИЕ
Sebastian Heath. "Lost Pleiad" Animation
Музейные эксперименты с технологиями рассчитаны не только на развлечение широкой публики — они помогают донести искусство до тех, кому оно было недоступно прежде. Люди, которым не по карману путешествия и посещение знаменитых музеев вживую, получают онлайн-доступ в лучшие мировые коллекции, оцифрованные в рамках Google Art Project.

Дети — еще одна аудитория, которой мультимедиа помогают начать ценить историческое искусство. Судя по отзывам, юные посетители оценили выставки «Великие модернисты. Революция в искусстве» и «Микеланджело. Сотворение мира» в московском центре дизайна ArtPlay. Их кураторы предлагали посетителям рассматривать картины в 3D-очках, фотографироваться внутри шедевров и танцевать под музыку.

С помощью Nintendo 3DS парижский Лувр устраивает видеотуры на языке жестов для людей с нарушениями слуха. Видеогиды на жестовом языке есть и в музее русского импрессионизма, и в Третьяковской галерее.

Одним словом, если вы не были в музее со времени последней школьной экскурсии — вам предстоит совершенно новый опыт. И этот опыт вас приятно удивит.
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
«Грядущий мир. Экология как новая политика»
Видеоинсталляция Джона Акомфры «Пурпур» — часть масштабного проекта «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100». Через призму «пурпурного» цвета, объединяющего в себе тепло красного и холод синего, автор исследует борьбу противоположностей в сосуществовании человека и природы.
Музей современного искусства «Гараж»
до 17 ноября
«Беньков-Фешин «Место
под солнцем»

Выставка посвящена творчеству двух российских художников, Николая Фешина и Павла Бенькова, работавших на рубеже 19 и 20 веков. Их юность прошла бок о бок, а затем пути разошлись. Экспозицию дополняют кадры документальной хроники. Возьмите аудиогид: с помощью BLE-маяков информация о полотнах будет автоматически запускаться, когда вы окажетесь перед картиной.
Музей русского импрессионизма
до 24 сентября
Проекты виртуальной реальности
Проекты с использованием технологии VR позволят глубже узнать шедевры из коллекции музея: «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич», «Иван Шишкин» и его «Утро в сосновом лесу» (1889), «Эдвард Мунк: Крик природы».
Третьяковская галерея
до 24 сентября
Иммерсивная выставка «Французский импрессионизм»
Картины спроецированы на экраны и пол так, чтобы мазки кисти Моне, Ренуара, Дега, Сезанна можно было увидеть даже издалека. На ваших глазах оживают поля Иль-де-Франса и улицы старого Парижа. Технология 360° погружает в произведения великих мастеров, показывая их с нестандартных ракурсов, и привлекает внимание к важным деталям.
ArtPlay
до 28 августа
«Ван Гог. Письма к Тео»
Более 400 полотен Ван Гога — на фоне аудио-истории в письмах. Инновационная технология Cinema360 будто бы изменяет геометрию зала и создает эффект погружения, транслируя на всех поверхностях зала прямые и обратные проекции картин.
ArtPlay
до 8 августа
Выставки с мультимедиа, которые идут прямо сейчас
Иммерсивная выставка «Французский импрессионизм»
Разработка: Ornament
Made on
Tilda