ПАРТНЕРСКИЙ ПРОЕКТ
 
7
Компании и финансы: где искать достоверную информацию
Думаете, разбираться в финансовых продуктах и документах — удел банкиров, экономистов и юристов? Так уж случилось, что мы постоянно решаем вопросы, которые требуют финансовой грамотности. Какой банк или страховую компанию выбрать? Можно ли доверять новому МФО? Стоит ли подписывать этот договор? Чтобы решать все эти задачи, не нужно получать специальный диплом — достаточно время от времени заглядывать в деловые СМИ, следить за банковскими рейтингами и уметь применять свои знания на практике.

Разберемся, где искать достоверную деловую информацию, как экономить время при выборе финансовых продуктов и на что обращать внимание в юридических документах.
СМИ и интернет-порталы
Самый простой способ быть в курсе финансовых новостей — читать деловую прессу. Это удобно, ведь вам не нужно тратить время на поиск и проверку информации, анализ рейтингов и отчетов компаний. Всю эту работу за вас уже сделали журналисты.

О финансах пишут Ведомости, Эксперт, РБК, Forbes и десятки других деловых изданий. Вам остается выбрать СМИ, которые подойдут вашим задачам, интересам и уровню финансовой грамотности (который, кстати, от ежедневного штудирования прессы будет неуклонно расти).

Например, «Комсомольская правда» и «Аргументы и Факты» рассказывают о финансах простым языком. Они подойдут, если вас пока пугают новости со сложными финансовыми терминами, но вы не откажетесь от советов по личным финансам.

На сайте Kommersant.ru информация в разделе «Финансы» удобно разделена на рубрики, отвечающие разным задачам: накопить, занять, сэкономить и так далее. Такой рубрикатор позволяет быстро найти все материалы по интересной вам теме.

Создатели рубрики «Деньги» на телеканале «Дождь» называют ее «самой бесшабашной и энергичной программой про экономику на российском телевидении». Если кроме сухих фактов вам интересны эмоции других людей, а новости вам приятнее смотреть, чем читать, смело оформляйте подписку.

Интернет-порталы особенно помогают, когда нужно сравнить предложения разных компаний по вкладам, ипотеке, кредитным картам, страховкам и другим финансовым продуктам.
27%

Россиян перед приобретением финансовой услуги сравнивают ее в разных компаниях
На Сравни.ру можно выбрать сразу несколько предложений разных банков, которые портал соберет в удобной таблице. В ней будет все, что вам нужно знать о процентах, доходности и других важных нюансах того или иного предложения. Так вы поймете, какой банк предлагает самые выгодные условия, без блуждания по сайтам и вычитывания мелкого шрифта в рекламных анонсах. Так можно сравнивать вклады, кредиты, банковские карты, ипотеку, КАСКО, ОСАГО, курсы обмена валют. Здорово экономит время!
Клиентские или народные рейтинги — еще одна полезная функция интернет-порталов, посвященных финансам. С их помощью вы сможете узнать, каково быть клиентом этого банка или страховой компании, еще до того, как оформите карту или страховку.

Такие рейтинги строятся на основе позитивных и негативных отзывов клиентов. На место в рейтинге влияет не только количество позитивных отзывов, но и то, как банк или страховая компания реагирует на негативные отзывы: решает ли проблему или оставляет клиента недовольным. Посмотреть народные рейтинги можно на порталах Сравни.ру и Банки.ру.

Интернет-канал Вашифинансы.рф специально создан Министерством финансов РФ для повышения финансовой грамотности россиян. Портал подробно рассказывает о каждом этапе планирования финансов — домашней бухгалтерии, квартирном вопросе, правах и обязанностях потребителей. На сайте есть финансовые калькуляторы, с помощью которых можно посчитать размеры платежей и проценты по кредиту, ипотеке, а также рассчитать план накоплений. Да, больше не нужно мучиться с формулами в Excel — достаточно выбрать нужный калькулятор и подставить цифры.
Проверяем информацию
Даже читателям известных деловых СМИ нужно помнить о собственном благоразумии. Не всегда выводам журналистов и фактам, приведенным в статье, можно верить безоговорочно. Временами, даже ведущие деловые СМИ грешат комментариями плохо осведомленных людей и вводят аудиторию в заблуждение. Кроме того, СМИ могут стать объектом манипулирования. Участники рынка могут использовать журналистов для распространения дезинформации о своих конкурентах. Поэтому появляется необходимость в проверке фактов, которыми оперирует журналист.

В крупных изданиях обычно есть целые отделы сотрудников, которые занимаются проверкой информации, их называют фактчекерами. Но если издание не сильно беспокоится о достоверности своих заявлений, то роль фактчекера приходится брать на себя читателю.

Каким новостям можно доверять
Источник новости. Хорошие СМИ при публикации новости опираются на надежные источники: слова чиновника, официальные документы, мнение эксперта из известной компании и так далее. Лучше, если таких источников информации несколько. Если в материале приведены цифры, каждую должна подтверждать ссылка на соответствующее исследование.
Позиции всех сторон. Если журналист освещает точку зрения только одной стороны конфликта, велика вероятность, что вами пытаются манипулировать.
Новость опубликована в нескольких изданиях. Новость опубликована лишь на одном сайте? Вероятно, это утка. Если же о случившемся написали издания, которым вы доверяете, то новость, скорее всего, настоящая.
Авторитетность издания. Каждый человек сам определяет свои привычки по потреблению информации, поэтому список авторитетных изданий у каждого может быть свой. Начать формировать этот список доверия можно с помощью рейтинга цитируемости СМИ и агрегаторов новостей. Индекс цитируемости СМИ можно посмотреть в сервисе «Медиалогия», который подсчитывает, как часто ссылаются на то или иное СМИ. Агрегаторы новостей — такие как Яндекс.Новости, Новости Mail.ru, Google Новости, Рамблер.Новости — собирают новости из разных изданий. Для удобства читателей алгоритмы агрегаторов объединяют сообщения разных СМИ об одном и том же событии в сюжеты. Это удобно, ведь вы сразу видите, что написали об одном факте несколько изданий.
Рейтинговые агентства
Рейтинговые агентства — организации, которые беспристрастно оценивают обстановку в стране, кредитоспособность банков и другие финансовые показатели, а потом составляют рейтинги на основе полученных результатов.

Рейтинг подскажет, насколько надежен банк, в котором вы собираетесь открыть вклад, каков риск дефолта. Чем выше риск дефолта, тем ниже рейтинг банка.

Fitch, Moody's и Standard & Poor's — «большая тройка» наиболее влиятельных мировых рейтинговых агентств. Обычно в их рейтингах присутствуют только крупнейшие российские банки.

Локальные рейтинги выпускают «Рус-рейтинг», «АК&М», «Эксперт РА». Эти местные рейтинговые агентства оценивают не только банки, но и другие финансовые организации, например управляющие и страховые компании.

Еще одним источником рейтингов служит сайт Investfunds.ru. Этот портал не рейтинговое агентство, но может быть полезен, если вы интересуетесь положением финансовых организаций с точки зрения потенциальных инвестиций.
Каждое агентство считает рейтинг по собственной формуле, в итоге получается набор из нескольких букв, например ААА, ВВ- и тому подобные.
Как читать кредитные рейтинги
1
Чем раньше стоит буква в алфавите, тем лучше (A — все отлично, B — хорошо, C — плохо, D — означает дефолт).

2
Чем больше одинаковых букв в рейтинге, тем лучше (BBB лучше, чем BB, но хуже, чем А).
3
Чем меньше цифра (если она есть), тем лучше (Baa1 лучше, чем Baa3).
4
Плюсы и минусы — прогноз агентства насчет понижения или повышения рейтинга банка («+» лучше, чем ничего, а ничего лучше, чем «-»).
Чем выше кредитный рейтинг, тем меньше риск, что банк не сможет расплатиться по долгам. Важно помнить, что рейтинг присваивается не только отдельным банкам, но и стране в целом. При понижении рейтинга страны пересматриваются и рейтинги банков — в сторону понижения или повышения.

В январе 2018 года агентство Moody's улучшило прогноз по суверенному рейтингу России: «стабильный» сменился «позитивным».
Обращайте внимание на дату составления рейтинга. Ситуация в мире финансов быстро меняется, поэтому рейтинги годичной давности могут быть неактуальны.
Важно помнить, что рейтинги составляют люди, а люди могут ошибаться. Если ваш банк был низко оценен одним из рейтинговых агентств, это еще не означает, что он завтра закроется. Но насторожиться все же стоит.
Отчеты и пресс-релизы
Допустим, вы привыкли доверять только себе, а не выводам журналистов и предсказаниям рейтинговых агентств. Тогда следить за состоянием банка и даже экономикой целой страны вы можете с помощью отчетов и пресс-релизов компаний и ведомств, которые регулярно публикуются в интернете.
Например, на сайте Росстата можно найти статистические данные на любой вкус: информацию о доходах населения, индекс стоимости жизни, средние цены на рынке жилья, а также данные об эффективности экономики России.

На сайте Центрального банка РФ можно узнать о состоянии финансовых рынков и банковской системы. Там публикуется самая актуальная информация о курсах валют и ценах на драгоценные металлы, уровне инфляции, ставках межбанковского кредитного рынка. Также на сайте ЦБ РФ опубликованы списки всех организаций, которые связаны с деньгами и ценными бумагами.


Там можно проверить, есть ли у вашего банка лицензия и стоит ли доверять МФО, которое недавно открылось в вашем городе.

Если вам интересны новости какой-то определенной компании, например вашего банка, найдите на сайте раздел с новостями или пресс-релизами. Это самый простой способ всегда быть в курсе важных новостей компании.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: ИСТОЧНИКИ ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Юридические документы
Документы, которые вам предлагают подписать, — один из важнейших источников финансовой информации. Ведь бумаги, на которых вы поставили свою подпись, имеют прямое отношение к вашему финансовому благополучию.

Главная проблема юридических документов — их подписывают не читая. Вам не хочется задерживать человека или показаться занудой, а сотрудник турагентства, банка или страховой торопит и убеждает, что договор всего лишь формальность. Такой сценарий приведет к тому, что вы потеряете время и деньги. Причем уже свои.

Еще одна проблема юридических документов — мелкий шрифт. Нежелание разбираться в деталях и вчитываться в сноски под звездочкой делает человека легкой добычей мошенников или недобросовестных менеджеров. Вот и получается: на словах — выгодные условия, а на деле — пени, переплаты, штрафы. Поэтому главное правило, которое действует для любых договоров, — читайте, что подписываете.
Как читать договор: общие правила
Хотя все договоры разные, их объединяют некоторые обязательные элементы, которые стоит изучить перед подписанием.
Участники договора
Прежде всего посмотрите, с кем вы подписываете договор. Об этом расскажут реквизиты. Если подписываете договор с физическим лицом, то там будут ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и банковские реквизиты. Например, если вам предлагают подписать договор аренды, в договоре должны быть данные владельца этой квартиры, который имеет на нее права. Если заключаете договор с компанией, ищите в договоре банковские реквизиты, ИНН, ОГРН, адрес для корреспонденции и адрес местонахождения компании. Если вы подписываете договор с менеджером по доверенности, попросите показать вам доверенность, номер которой зафиксирован в договоре. В доверенности должно быть прописано право подписывать договоры, а срок самой доверенности не должен истечь.
Предмет договора
Если коротко, то предмет договора — описание того, что каждая из сторон должна сделать для другой стороны. Проверьте, все ли вам понятно в этой части документа. Если нет, смело задавайте вопросы, пока не разберетесь со всеми нюансами.
Ответственность
Внимательно изучите, сколько вам придется заплатить, если вдруг нарушите условия договора. Для наглядности все пени, штрафы, неустойки и проценты переведите в рубли. Сможете ли вы заплатить такую сумму, если что-то пойдет не так? Проверьте, какую ответственность несет другая сторона, если не исполнит свои обязательства. Фраза «компания не несет ответственности» скрывает за собой возможность этой самой компании нарушить договор в любой момент.
Срок действия
Проверьте дату заключения договора и срок его действия. Если вы планируете снимать квартиру год, договор не должен действовать всего 6 месяцев.
Копии
У каждой стороны должен быть экземпляр договора. Если у вас не осталось копии, недобросовестный контрагент сможет внести изменения в договор, а вы не сумеете доказать, что не соглашались на эти условия.

Подробнее — в учебных материалах «Финансовая грамотность и массовая информация» по направлению журналистики для студентов высших учебных заведений и просвещения журналистов, созданных в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.
Подробнее — в учебных материалах «Финансовая грамотность и массовая информация» по направлению журналистики для студентов высших учебных заведений и просвещения журналистов, созданных в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.
Иллюстрации: istockphoto, freepik, stockio.com

© Министерство финансов Российской Федерации, 2018
Made on
Tilda