Ампир изобрели во Франции, но своего апогея этот стиль, особенно в том, что касается градостроительства, достиг в России. Ансамбли первой четверти XIX века практически не имеют аналогов в мире. Дело не только в строгости и выверенности деталей — и Захаров, и Тома де Томон, и Воронихин, и, конечно, Карл Росси, умели так встраивать свои здания в город, что они с любого ракурса выглядели цельно. Их вдохновителем, вероятно, был французский архитектор и визионер Николя Леду —автор первого проекта индустриального города Шо, центром которого должна была стать овальная площадь, а тщательно продуманная, несколько лапидарная форма зданий создала бы новую, более совершенную социальную структуру общества. В александровском Петербурге социализм по понятным причинам не мог стать идеологией архитекторов, но вот стремление к всеобъемлющей композиции реализовалось здесь лучше, чем, возможно, где-либо.